пятница, 22 ноября 2013 г.

Часть 8. Дремлющие силы адаптации.



Часть 8


Дремлющие силы адаптации.
Урок двухлетних занятий убедил меня, что для того, чтобы заставить организм и его внутренние органы перестраиваться, необходимо перестроить сердечно-сосудистая систему.
Когда я начал бегать каждый день я именно это и делал, а конкретно:
Я усвоил, что необходимо каждый день доводить организм физическими упражнениями по тридцать сорок минут до аэробного состояния. В литературе очень хорошо описаны все состояния связанные с сердечным ритмом. Аэробные упражнения заставляют работать сердце и сосуды в режиме, будящие в организме адаптивные начала. Вырабатываются гормоны всеми органами и мозгом, приводящие к коренной перестройке сосудов и самих органов чтобы приспособиться к этой нагрузке.
Я более двадцати лет жил и изучал работу сердца профессионально и понял одну простую истину, сердце одно из самых адаптивных систем. Если заставлять его работать, то оно начинает быстро перестраиваться удовлетворяя потребностью тела кровью в нужном количестве и когда необходимо. Насколько сердце адаптивно? Вы даже себе не представляете. Кардиологам и мне лично известны случаи когда забиты все основные артерии сердца, а оно работает и не только...! С таким сердцем человек вел активную жизнь и каждый день помногу гулял поднимаясь на несколько этажей по ступенькам. Секрет оказался прост. Вокруг забитых артерий выросла новая сеть сосудов, которая и обеспечивала его необходимым количеством крови. То же самое наблюдали и на сосудах ног, всех внутренних органов и даже мозга! Очень близкий мне человек перенес операцию на мозг с послеоперационным осложнением – забилась кровяным сгустком одна из вен. И что вы думаете, врачи не стали сильно беспокоится, они сказали, что вокруг забитой вены вырастут новые сосуды! Это врачи одной из самых известных клиник-университетов в Мире – Джон Хопкинса в США.
Я подозревал, а сейчас абсолютно убежден на собственном опыте, что коренная перестройка происходит не только с сосудами и сердцем, но со всеми остальными органами если их заставлять работать и обеспечивать выполнение воздействий внешних условий.  
Особенно если условия имитируют необходимость выживания 
Вот тут я хочу поделиться очень важным наблюдением которое привело меня к определенному выводу. Чтобы имитировать условия выживания нет никакой необходимости насиловать организм! Достаточно твердо и настойчиво показать организму, что некоторая физическая деятельность стала ежедневной необходимостью! Интенсивность выполнения нагрузок в  аэробном режиме, показывает организму, что оно имеет дело с деятельностью важной для выживания. Очень важно, что инстинкты организма, как правило направлены на сохранение энергии и ее накоплению в виде жира. Если же организм идет поперек этого инстинкта, то он воспринимает это как совершенно необходимую и вынужденнуюдеятельность! Вынужденная деятельность диктуется в мире животных, к которому мы непременно принадлежим, только условиями выживания к которому организм должен пренепременно адаптироваться! 
Еще раз, я усвоил для себя, что нет необходимости физического насилование организма, доводя себя как элитные спортсмены до анаэробного состояния день изо дня,  которое приводит организм только к реальному стрессовому состоянию. Однако планомерные, постоянные усилия по продолжительности более тридцати минут в день, приводящие организм в аэробное состояние, инициирует внутренние генетические механизмы с целью перестройки организма для выполнения задач с максимальной эффективностью. Забегая вперед скажу, что я использую анаэробное упражнения раз в неделю, бегая на пределе возможного короткие дистанции, чтобы инициировать процессы в организме роста «быстрых» мышечных клеток. Однако раз в неделю и относительная кратковременность упражнений, по моему мнению, является нормальным явлением для организма особенно находящегося в условиях выживания. 
Итак 2005 год начался после двух годового восстановления моего организма, с попыток бегать дальше и быстрее. Подготовка к соревнованиям в Ютике занимала наши со Светланой мысли, но до них еще было восемь месяцев и мы стали искать если поучаствовать где то в местных соревнованиях на дистанцию в десять километров (6.2 мили). И мы нашли. Недалеко от нашего городка, в сорока минутах на машине, в Городе Саратоге, проводятся довольно таки известные местным бегунам соревнования в городском парке с названием Забег Святого Петра. Парк прекрасный, нам понравился и мы решили со Светланой, что примем в соревнованиях участие, которые должны были состояться в Апреле месяце, в двадцатых числах. Было также привлекательно, что результаты соревнований они публиковали на своей страничке на интернете.  
Пробежка четырех миль на беговой дорожке лучше чем за восемь минут за милю влил в меня вдохновение, что возможно за оставшиеся три месяца, до пробежки десяти километров в Саратоге я сумею показать результат лучше чем в 8:15, что я уже однажды бегал на тренировке. План для меня казался грандиозным и я уже хорошо понимал из летнего прошлогоднего опыта бега по асфальту насколько он отличается от беговой дорожки, а так же шесть миль и четыре мили представлялись для меня разницу небывалую. Я хорошо помню мое шоковое состояние от десяти миль по 8:40 после которого я более не пробовал бегать такое «огромное» расстояние. Я должен сказать, что каждая пробежка по шесть миль в 2004 году, не зависимо от того бегу я медленно или быстро, заканчивались для меня такой усталостью ног, что пробежать после этого еще 100 метров уже не представлялось возможности. Мой рекорд в 8:15 за милю в составе шести миль был уникальным и сделал я его только потому, что в начале забега почувствовал себя хорошо как никогда, что случалось не так часто.  
Забеги же в Саратоге и Ютике должны были состояться в определенное время, определенного числа, не зависимо от того как я себя чувствую.
Вот тут-то и встала передо мной задача, а что надо делать и как тренироваться, чтобы подготовиться к своему лучшему забегу?
Местные соревнования! Думалось так: «Ну так пробежимся шесть и две десятых мили и все! Каждые субботу или воскресенье бегаю!» Страха никакого не было, но сомнения подкрадывались. Было много вопросов. А что если холодно, я что если дождь, а если не побежится, а если в туалет захочется, а если пить захочется, а как пить во время бега, а что туда брать, а кто одежду заберет если раздеться надо перед бегом? И так далее и тому подобное. Вопросов миллион! Сейчас я понимаю, что это рутина, для тех кто привык бегать на соревнованиях, рутина, но очень важная. Много еще надо было понять и научиться прежде чем выходить и соревноваться, но это я понял потом, а сейчас надо было готовиться к забегу, а как?
Да никак, я и так бегал пять шесть раз в неделю, что еще готовиться?
 Саратога, забег на 10 километров!
Наступил день соревнований.
Плюс семь по Цельсию и мелкий дождик. Хотя и написал в дневнике, что погода идеальная для бега, все таки я предпочел бы солнце и плюс пятнадцать. Пробежал 8:09 за милю, что конечно порадовало меня, но и немного расстроило. Были причины. Первую милю я буквально рванул с ребятами и наверное метров двести пятьдесят бежал с ними наравне, однако дыхалка сразу загорелась и я снизил скорость драматически, пытаясь восстановиться. Меня сразу же обошли десятка два-три бегунов за полминуты. Я тогда мысленно обругал себя и дал зарок:
 Надо первую милю бежать по плану и не завязываться на первых, которые с большой вероятности опытные бегуны и это у них не первый забег.
 Восстановив дыхание, я побежал в своем «домашнем стиле» зная, что он обеспечит мне абсолютно точно бег до конца, но неожиданности не кончились. Я привык бегать только по плоскости. На беговой дорожке я ставил небольшой уклон в один полтора градуса, но на улице мы со Светланой всегда бегали по ровной плоскости считая, что по другому люди и не бегают, а тем более мы думали: «У кого же ума хватит устраивать бег по горкам?». Именно это вопрос я задал себе составив предложение-ругательство в прошедшем времени, когда третья миля оказалась почти вся в горку! Мне показалось , что бег в «такую горку» просто издевательство над организмом, а я еще не бегал Ютику и не знал, что это не горка, а маленький холмик! «Горку» эту я еле еле добил до конца заканчивая ее с ломотой в мышцах и начинающимся сомнением если я смогу пробежать дистанцию хотя бы за 9 минут на милю.
Саратога, забег на 10 километров Апрель 2005 года

К моему удивлению, после окончания горки бег стал намного проще и я почувствовал новый прилив сил. Результат в 8:09 за милю  вполне удовлетворил меня на то время, а так как этот забег был моим первым официальным я с нетерпением ждал когда мое имя появиться на интернете и я смогу похвалиться перед коллегами своим выступлением. Урок после Саратоги  заставил меня изменить тактику бега. Если я бежал на дорожке, я стал ставить три градуса уклона и я решил начать бегать по горкам! Я об этом еще не знал, но это было хорошее решение для Ютики, и слава богу я его принял за три месяца до соревнований.
Планирование забега с предварительным изучением дистанции и тренировка по горкам был основной урок который я вынес из Саратоги.
Прелесть этого забега состояла и в том, что бежали мы его семьей: Светлана, Сын Алексей и я. Здоровый образ жизни заразен. Леша потом бегал почти все забеги вместе с нами и до сих пор бегает с большим удовольствие. Надеюсь он-то избежит состояния а котором я был в мои 47 лет.... 



Back ] Up ] Next ]

Комментариев нет:

Отправить комментарий